Описание опыта работы
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников»
На протяжении нескольких лет я углубленно работаю в данном направлении. Выбранная мною тема является одной составляющей плана самообразования - это мотивировано наблюдениями за детьми: одни боятся, что не справятся с процессом рисования, другие утомляются в процессе работы, у многих плохо развиты творческие способности, восприятие и эмоции. Поэтому необходимо пробудить в ребенке потребность к творчеству. Пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, сказках, игре, в собственном творчестве.
С опытом работы выступала на педагогическом совете и РМО.
В настоящее время работаю с детьми младшей группы и веду кружковую работу по изобразительному искусству.
На занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Дети используют цвет, как средство передачи настроения, экспериментируют. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познаю её свойства. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Нетрадиционные техники рисования способствуют сохранению активности, работоспособности, развитию творческих способностей, воображения, чувства формы, цвета, ритма, композиции. Приобретя собственный опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, дети в дальнейшем будут получать удовольствие от работы.
Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б.В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, А.В. Кенеман, 3. Фрейд, Т.Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существует два взгляда на то: нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В. Глоцер,
Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности». Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и др.) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по- разному. В результате экспериментальных исследований Т.С. Комаровой по обучению детей технике рисования были определены условия развития формообразующих движений, предложена классификация двигательных умений и навыков.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
Нетрадиционное рисование тоже способствует овладению навыками мелкой моторики, что помогает развивать речь, повышает работоспособность, развивает внимание, память, воображение, снимает тревожность.
Поэтому в свою работу решила системно внедрить нетрадиционные техники рисования. Исходя из этого, я поставила перед собой цель:
Основная цель моей работы – Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей. В связи с целью, я поставила следующие задачи:
Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, с разнообразным художественным материалом.
Помочь освоить цветовую палитру.
Развивать фантазию, творческие способности, воображение и речь детей, побуждая их, к высказываниям.
Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с детьми, взрослыми, к собственной деятельности, её результату.
Привлечь родителей воспитанников к совместной работе.
Совместно обогащать предметно-развивающую среду.
Ознакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей, которые применяю в своей работе.
Ведущей педагогической идеей стало поэтапное построение работы:
*Подготовительный этап (изучение теории вопроса, изучение методической литературы, определение идей предстоящей работы)
* Проектировочный этап (выявление заинтересованности детей и родителей, совместное создание предметно – развивающей среды)
*Организационно-исполнительский этап (использование нетрадиционного рисования в различных видах деятельности, привлечение родителей к данной проблеме)
* Заключительный этап (подведение итогов, определение перспектив на ближайшие годы)
Авторы предлагают изучение нетрадиционных техник в соответствии с возрастными особенностями, начиная от простого к сложному-принцип систематичности и последовательности.
Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
Принцип сезонности - построение и корректировка содержания программы с учетом природных климатических условий в данный момент времени.
Принцип интереса - построение программы с учетом интереса детей.
Второй шаг-обогащение
предметно-пространственной среды нетрадиционным художественным материалом.
В нашей группе имеется следующий материал: тычки, губки, печатки, пробки, восковые мелки, краски, кисти, гуашь, свечки, трафареты, ванночка с фасолью, стол с манкой для рисования пальчиком.
С детьми младшего дошкольного возраста использую:
*рисование пальчиками и ладошкой;
*рисование печатками из картофеля и моркови;
*тычок жесткой полусухой кистью и поролоном;
С детьми среднего дошкольного возраста использую: предыдущие техники и
*оттиск поролоном, смятой бумагой;
*рисование восковыми мелками+ акварель,
* рисование свечей;
* печать по трафарету, кляксография, тычкование;
С детьми старшего дошкольного возраста использую: предыдущие техники и
*рисование ниточкой;
*набрызг;
*отпечатки листьев;
*монотипия пейзажная;
*рисование по смятой бумаге.
В работе использую индивидуальный подход к ребенку, работу в паре, работу с подгруппой детей и групповые занятия.
Третий этап –это применение нетрадиционного рисования в разных видах деятельности.
Работая по данному направлению, добилась значительного результата
На основе проделанной работы я увидела, что приобретя собственный опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед
неудачей, дети стали получать удовольствие от работы.
Используя в работе нетрадиционные техники рисования дети стали активней, возросла работоспособность, стали развиваться
творческие способности.
Дети самостоятельно стали находить средства для воплощения замысла.
Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Дети начали чувствовать себя маленькими художниками, становясь участниками и победителями разных конкурсов.
Транслируемость:
*Свой опыт работы предоставляла на заседании РМО воспитателей групп раннего возраста в виде мастера-класса.
*Для педагогов детского сада предоставляла опыт работы по нетрадиционным видам рисования в форме открытого занятия.
Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т.к. родители воспитанников главные помощники.
*Для родителей организовала семинар-практикум по видам нетрадиционного рисования, на котором родители стали активными участниками, почувствовали себя вместе с детьми - юными художниками.
*В раздевалке оформила наглядную информацию «Потому что они-художники».
*Организуем выставки детских рисунков, т.к. это одно из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества. Выставка радует детей и родителей.
*Родители приглашаются на занятия в изостудию.
Перспектива:
*Продолжать изучать и внедрять в свою педагогическую деятельность формы нетрадиционного рисования. Усложнять пальчиковые игры и упражнения в соответствии с возрастом.
*Пополнять развивающую среду художественными материалами в группе.
*Обобщение опыта по представленной теме работы.
*Продолжать работу с родителями по данной теме.
Список литературы
1. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
2. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
3. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
4. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
5. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.